Mayday, Dortmund, 30.04.11 – Отчёт

Каждый год в самый последний день апреля немецкий город Dortmund наводняют клабберы со всей Германии и близлежащих стран. Целью их визита становится легендарный фестиваль Mayday от компании I-Motion, не только переживший всех своих ровесников, но и являющийся этаким экскурсом в историю европейской электронной танцевальной музыки. Портал EDM-News (в лице главного редактора и спецкора Technogirl) третий раз подряд посетил это событие и делится своими впечатлениями.

Но начнём наш отчёт с небольшой географической и исторической справки. Dortmund находится в западной части Германии в Рурском районе, известном своими угольными месторождениями. Первые упоминания о городе относятся к концу IX века. Население составляет почти 600000 человек. Город является большим транспортным узлом, поэтому до него добраться не составит труда, как из любого другого города Германии, так и других стран (как по земле, так и по воздуху). Сам Mayday проходил на многофункциональной арене Westfalenhallen, центральное помещение которой служило местом проведения чемпионатов мира по хоккею. Оригинальное здание было построено в 1925 году, и восстановлено после второй мировой войны в 1952 году, после чего неоднократно подвергалось разного рода реконструкциям. Добраться до него можно от центрального вокзала либо на метро (с билетом на МД бесплатно), либо на такси за 6-10 Евро (цена зависит от потраченного на дорогу времени).
Площадка перед Westfalenhallen была усыпана флаерами будущих фестивалей и вечеринок, взад и вперёд ходили клабберы вперемешку с футбольными фанатами (в тот день дортмундская Боруссия досрочно стала чемпионом Германии). Электронные билеты можно было обменять в кассах на, как модно теперь говорить, дизайнерские, дававшие право бесплатного проезда в общественном транспорте города, а также до Дюссельдорфа. Процесс входа был быстрым, осмотра практически никакого не было. При входе в здание (осознание входа приходит не сразу, так как там нет привычных для наших площадок ступенек) направо и налево располагались гардеробы. Они были промаркированы буквами для более удобного поиска. В них принимали не только верхнюю одежду, но и сумки любого размера за 2.5 евро (около 100 рублей ). Тут же был магазин с атрибутикой: очки, толстовки, майки, веера, бейджхолдеры. Самое интересное к середине фестиваля уже раскупили. То тут, то там то и дело появлялись представители медслужбы и сами искали тех, кому плохо, отводя больных сначала в просторный «полевой» госпиталь, ну а затем, если необходимо, увозили на скорой в больницу.
На фестивале действовала жетонная система расчёта, но она координально отличается то той, что есть в России или Голландии. Напитки и еду можно было приобрести за боны. Один бон стоил 95 центов. Минимум можно было купить один бон. Его же перед уходом можно было обменять обратно на деньги (но не больше 15). Ценники указывались в формате «количество бонов +1» Это значит, то у посетителя была возможность сдать использованную тару в качестве 1 бона при покупке следующего напитка. Red Bull (0.25 литров) стоил 4+1. То есть за него можно было расплатиться либо пятью бонами, либо четырьмя бонами и одной использованной бутылкой или стаканом (как правило с нанесённым логотипом одного из фестивалей I-Motion). Такой шаг организаторов привёл к тому, что на танцполах было гораздо чище, чем на других фестивалях. А ещё никакой пластик под ногами не мешал танцевать. Но иногда дело доходило до абсурда: стоило выпустить тару из рук (не важно, допил ты или ещё осталось что-нибудь), тут же находился «собиратель», желающий её присвоить себе. Пройдёмся по ценам: вода, апельсиновый сок и африкола стоили 3+1, Jagermeister, водка и виски (0.25 л.) 5+1. Пиво (0.5 л.) от 4+1 до 5+1 бона. Между Ареной (так назывался главный танцпол) и другими танцполами располагался чилл-аут (Plaza), где можно было не только выпить, но и перекусить. В меню присутствовали картошка-фри, пицца, фирменные немецкие сосиски в булке. Но в отличии от баров, использованную тару здесь не принимали. Перекусить можно было за одним из нескольких столиков, попутно разглядывая ассортимент неофициальных магазинов атрибутики, которые были представлены в большом количестве. Однако центральное место занимал официальный магазин Mayday, где продавались очки, толстовки, майки, веера, бейджхолдеры. К середине фестиваля самое интересное раскупили. Перекусили? Попили? Вперёд на знакомство с танцполами!
Arena – самый главный танцпол, размеры которого сопоставимы с размерами главного помещения ДС Юбилейный в Санкт-Петербурге. Однако визуально арена смотрится меньше за счёт более округлой формы. По её периметру находятся трибуны с мягкими креслами. Чтобы попасть на них, нужно было выйти с танцпола в коридор, и уже оттуда подняться наверх. Главные характеристики Арены не оправдали своих ожиданий. Звук в большинстве мест перегружался низкими частотами, свет выглядел сумбурно, было не понять в каком алгоритме он работает. Световую часть составляли декорации: большие экраны двигались вверх-вниз, экраны по меньше вокруг своей оси. Лазеры (4 или 6 цветных, остальные зелёные, причём двое из них были в задней части танцпола) работали в хаотичном порядке. А вот с артистами дело было куда лучше. Paul van Dyk отыграл так же хорошо, как и два года назад. Безусловно, главным номером было выступление Members of Mayday. В этот момент артистами становятся все клабберы без исключения. На протяжении 30 минут звучал сет из гимнов разных лет, а в это время пиротехники и светотехники очень успешно соревновались между собой на точность в использовании эффектов под музыку. На сцену вышло несколько десятков человек, и вся Арена чувствовала именно себя главным артистом. Люди радовались, поднимали руки вверх, скандировали «Mayday, Mayday». Эти полчаса были самыми эмоциональными и запоминающимися во всём фестивале. Играющий после всей этой эйфории Westbam умело подхватил волну и довёл до экстаза истинных поклонников фестиваля. А вот следующий за ним Antony Rother распугал половину танцпола своим сетом. Даже попытки исполнения живого вокала не могли удержать публику, которую вернул Sander van Doorn. Голландец показал, как нужно с ней работать. Marco V придал наступившему утру красок, а Blank & Jones сбавили обороты, приготовив клабберов ко встрече с солнцем. Звучание образца начала 2000-х годов присутствовало только в современных обработках новых B&J, музыка которых стала тёплой и совсем не резкой.
Mixery Casino – танцпол, отданный под музыкальные эксперименты Tom Novy, Format: B, Stephan Bodzin vs. Marc Romboy и других. Самый стильный на ивенте. Его основу составляли золотого и серебряного цветов шторы и люстры, подсвеченные «головами» и светодиодами.

Factory – танцпол, на котором некогда было отдыхать. Главная его фишка – атака стробоскопами. Удивительно, но по глазам не било. Начавшись с лёгкого хардстайла, звучавшая музыка с каждым новым артистом становилась всё тяжелее и тяжелее, превратившись в конце в кромешный хардкор-ад. Уже не первый год там выступали всем известные браться Showtek. Встречали их очень радостно, но долго продержаться на этом танцполе было сложно – невообразимая духота и полное отсутствие вентиляции, плюс сильное задымление от курящих не давали полностью насладиться их сетом. Гимн Black 2008 вернул всех, кто был тогда в Амстердаме, на три года назад. Хедлайнером танцпола стал проект Angerfist. Пожалуй, единственный момент во всём фестивале, когда у сцены стало тесно (в Германии, как и в Голландии нет привычки идти вперёд, все распределяются равномерно). Естественно, это закончилось традиционным прыжком участников коллектива в толпу. Также не возможно не отметить проект Hellsystem, во время игры которого все выжимали из себя последние соки. Игравший после него Braincrusher полностью оправдывал своё название – народ уже не мог танцевать, а потому просто сидел на специальных 10-сантиметровых подсвеченных подиумах и пытался понять то, что он играет.
Рядом с Factory находился Empire, танцпол, на котором играли Sven Vath, Jeff Mills, Len Faki. Но не они произвели большое впечатление. Открытием стал немецкий проект BMG, игравший лайвом в 6 часов утра. Описать стиль игры трудно, на таком сете нужно присутствовать: смесь олдскульного техно, которая при относительно неидеальном звуке слушалась прекрасно. Стена за сценой была полностью отдана под светодиодные квадратные экраны, создававшие единую проекционную плоскость общей протяженностью 108 метров и высотой 3 метра. Раз за разом зажигалась цифра 20, чтобы не забывали, какой у фестиваля возраст.
По дороге на последний танцпол клабберы проходили через «стену славы», где могли ознакомиться с афишами всех фестивалей начиная с 1991-го года. Тут же рядом на стендах под стеклом организаторы собрали различные флаеры, вырезки из газет и другую печатную продукцию, относящуюся к истории фестиваля. Побывав в таком музее, далее предстояло посетить ещё одну арену Twenty Young Dome. Данный танцпол отличался не только классической музыкой, но и классическим освещением из начала 90-х годов. Даже древний лазер откуда-то умудрились достать. Из нового там были только провода. Самыми интересными были выступления Ravers Nature и Westbam, они словно дали прочувствовать атмосферу самых первых рейвов.
А вот возвращаться с классической арены на главную было не очень удобно. Во-первых, одних указателей «вперёд» и «проход запрещён» было мало для того, чтобы найти нужную арену в первые часы после начала. А во-вторых, чтобы пройти с одной арены на другую, приходилось специально заглядывать на третью. И не везде проходы были свободными, что создавало пробки (входные “двери” на танцполы “на выход” не работали). Между Ареной и всеми остальными танцполами вместе взятыми был хоть и просторный, но единственный проход.

Подводя итоги, хочется отметить, что от двадцатилетия ожидали большего. Главные камни летят в огород хранителей света и звука. Организация тоже оставляет желать лучшего: добавили 5-ый танцпол, а проходы продумали крайне плохо. Иногда были такие заторы, что тяжело было передвигаться. Однако, в противовес этому можно поставить отличную игру многих артистов, время проведения (больше полусуток), чистоту под ногами и большой выбор разных рейв-аксессуаров. Если посетить этот фестиваль самым первым из всех европейских, то восторженных эмоций будет много, но у корреспондентов EDM-News они не возникли. Чего-то всё-таки не хватало, особенно качественного звука.
ps:
Mayday 2011: фото
Mayday 2010: отчёт и фото
Mayday 2009: отчёт